Как-то были мы в Маяпуре и с нами один человек горделивый был. При чем он с христианской традиции. Он приехал в Святую Дхаму, но не знал ни английского, ни хинди, и друзей у него там не было. Вот он с нами, русскими, везде и ходил (пришлось, так скажем): в храм, на лекции, на парикрамы, на прасад. А мы везде занимаемся духовными практиками: молимся, поклоняемся… И он везде с нами, и нигде не кланяется. Я его спрашиваю:
- Олег, а почему ты не кланяешься?
- Я только Богу кланяюсь. А это не Бог, это статуя.
- Ну ладно…но ты же видишь, что все кланяются?
-Я не знаю, чего они кланяются. Глупые, наверное...
- Ну вот, и что, я тоже глупый? Зачем ты тогда
с нами везде ходишь? Зачем со мной общаешься?
- Я не знаю. Не буду я кланяться...
И так мы говорили пока Духовный Учитель не пришел. Все поклонились, все, кроме него. И я снова ему:
- Ну почему не кланяешься?
- Я только Богу кланяюсь.
- Так это Духовный Учитель, он представитель Бога. Поклонись ему! Это тоже самое, что Богу кланяешься.
Но Олег продолжал стоять на своем.
И вот как-то раз после прасада, мы вышли на улицу и я иду рядом с Духовным Учителем. И он спрашивает:
- Ну что, как дела у тебя?
- Все хорошо, Гуру Махарадж. Только вот с нами один человек, горделивый такой ходит. Не кланяется никогда, гордый очень.
- Да? Гордый…?
- Да. Гордый.
- Хм, … гордый такой?
- Ну… да, гордый, - и я чувствую подвох здесь. Я начинаю понимать, что это Гуру все устраивает. Что раз я все это вижу, то во мне тоже это есть. И неважно, кланяюсь я или нет, гордость может остаться…
И Гуру повторяет:
- Что прям гордый…?! – я молчу в ответ уже.
И дальше идем. Гуру улыбается. Он понял, что урок усвоен.
И в этот же вечер лекция, собирается очень много учеников, Гуру Махарадж приходит. Дает лекцию и в конце лекции говорит:
- На самом деле, нам гордость не дает возможность понять духовную реальность, духовный мир, принять Гуру… Гордость – единственная причина. Поэтому мы кланяемся, что б наша голова горделивая перестала гордиться. Сначала с этого начинаем, а потом придет уже смирение.
И когда он начал это говорить, я опять все забыл, я начал смотреть на этого Олега, который отказывался кланяться. Смотрю и думаю: «Да, Гуру Махарадж, вот так ему, вот так! Пусть знает!» То есть я забыл урок, я потерялся опять. И смотрю на него, как он реагирует. А он сидит, голову опустил, дуется. А я радуюсь, плечи расправил и сияю. А сижу я как раз около вьясаасаны, около Гуру Махараджа прямо. И Учитель говорит, обращаясь ко всем:
- Вы не верите, что голова самая горделивая?
Преданные сидят, кивают головами, понимают все. А Олег сидит и не верит.
- Ну, смотрите, вот простое доказательство, - и такой раз, на меня посмотрел.
Я замер, сижу и только думаю: «Что такое? Что такое..?» Он наклоняется и меня по плечу хлопает. Я сижу и только думаю: «Ну, классно, меня Гуру Махарадж похлопал по плечу! Благословил видать!»
- Вот смотрите, - продолжает Учитель, - что-то изменилось? Как сидел, так и сидит. Ничего не изменилось.
Я сижу и думаю: «Ну да, ничего не изменилось. А чё изменилось? Просто классно, Гуру Махарадж коснулся. Благословил. Здорово! Еще бы благословил…»
- Пожалуйста, смотрите теперь еще, - наклоняется и прямо меня по лицу, три раза, наотмашь, ладонью.
У меня внутри просто ядерная война взорвалась. Я побелел, покраснел … Учитель невозмутимо продолжал:
- Смотрите, смотрите… те же самые удары. Только одни по плечу, другие по голове. Вот результат. Вот она гордость!
Поэтому склонять голову нужно просто потому что б научится быть смиренным. Потом придет понимание, что такое гордость, что такое смирение, что надо кланяться потому, что мы хотим этого. Что б быть немного ниже, что б сверху на нас милость пролилась. Река вверх не течет. Река течет сверху вниз. Так знания стекают…
Поэтому с этого наша духовная жизнь и начинается, научится быть смиренными. Это первое качество ученика. Если человек культивирует в себе качество смирения, незамедлительно Кришна в его сердце будет посылать ему Гуру.